заболевания надпочечников

Заболевания надпочечников

Симптомы, диагностика, терапия и профилактика заболеваний надпочечников в клинике Диадент

Грамотная диагностика заболеваний надпочечников, тщательно подобранное лечение, правильная профилактика. Запишитесь на прием в клинику.

беспл.консультация

стоимость услуг эндокринологии

• 1 500 р. Консультация врача эндокринолога первичная
  • 1 500 р. Консультация врача эндокринолога повторная

За что отвечают надпочечники?

Надпочечники представляют собой парные органы, расположенные над почками, но при этом не связанные с ними напрямую. Несмотря на некоторые различия в форме и размерах правого и левого надпочечников, они выполняют одинаковые функции и не отличаются по своей работоспособности.

Являясь частью эндокринной системы человеческого организма, надпочечники зависимы от гормонов гипотоламо-гипофизарной системы, а также вырабатывает собственные гормоны.

Каждый надпочечник состоит из двух структур, имеющих индивидуальные функции. Мозговое вещество отвечает за производство катехоламинов, адреналина и норадреналина, а корковое вещество (или просто кора надпочечника) вырабатывает андрогены, минералокортикоиды и глюкокортикоиды.

Эти гормоны оказывают существенное влияние на состояние многих органов и принимают активное участие в организации большого количества протекающих в организме процессов: обмена веществ. От них во многом зависят обмен веществ, состояние сердечно-сосудистой и нервной систем, иммунитет, вторичные половые признаки, уровень глюкозы в крови, способность противостоять стрессам, либидо, характер человека и даже его вкусовые предпочтения.

Заболевания надпочечников

Нарушения в работе надпочечников являются причиной развития серьёзных заболеваний, в том числе, представляющих угрозу для жизни.

Среди распространенных заболеваний надпочечников можно выделить следующие:

• Болезнь Адиссона (бронзовая болезнь);
  • Синдром Иценко-Кушинга;
  • Гиперплазия надпочечниковой коры;
  • Гиперальдостеронизм (первичный и вторичный).

Болезнь Адиссона

Болезнь Адиссона (или, в простонародье, бронзовая болезнь), возникает при наличии хронической недостаточности гормонов надпочечников, что ведёт к постепенному разрушению тканей органа. В результате надпочечники перестают вырабатывать кортизол, что и ведёт к развитию типичной клинической картины. Основными симптомами заболевания являются:

Синдром Иценко-Кушинга

Синдром Иценко-Кушинга развивается вследствие избыточного производства надпочечниками кортизола. Особенно часто данное заболевание проявляется у женщин в возрасте 20-45 лет и имеет характерные симптомы, многие из которых заметны невооружённым глазом:

Узнайте стоимость лечения на бесплатной консультации по телефону +7 (812) 40-000-60

гиперальдостеронизм

Гиперальдостеронизм

Гиперальдостеронизмом называется состояние, при котором надпочечники производят избыточное количество альдостерона. Заболевание имеет две степени: первичную и вторичную. Симптомы первичной степени гиперальдостеронизма проявляются в:

• головных болях;
  • нарушениях сердечного ритма;
  • артериальной гипертензии;
  • ухудшении зрения;
  • судорогах;
  • повышенной нервной возбудимости.

Вторичная степень гиперальдостеронизма развивается на фоне повышения количества поступающего калия, и приводит к таким осложнениям, как:

• появление периферических отёков;
  • деформация глазного дна;
  • развитие почечной недостаточности;
  • артериальная гипертензия.

Гиперплазия надпочечниковой коры

Гиперплазия надпочечниковой коры развивается вследствие избыточного продуцирования надпочечниками мужских гормонов (андрогенов). Заболевание может быть врождённым, и проявляется по-разному у женщин и мужчин, однако ряд симптомов свойственен всем больным, независимо от пола. Такими симптомами являются:

• повышенное или пониженное артериальное давление;
  • значительное увеличение массы тела;
  • онемение мышц с их последующей атрофией;
  • нарушения в работе ЖКТ;
  • развитие сахарного диабета и остеопороза;
  • появление пигментации и растяжек на коже;
  • рост, не соответствующий возрасту;
  • ночное недержание мочи;
  • снижение иммунитета;
  • нестабильность нервной системы, нервные срывы, психозы.

Диагностика надпочечников

При подозрении на развитие заболеваний надпочечников, во избежание серьёзных осложнений, необходимо незамедлительно записаться на приём врача-эндокринолога.

После сбора анамнеза и визуального осмотра пациента врач назначит ряд обследований, которые помогут выявить нарушения в работе органа, если таковые имеются. Как правило, для постановки диагноза при нарушениях работы надпочечников назначаются:

• ультразвуковое исследование (УЗИ) надпочечников, в ряде случаев – УЗИ надпочечников и почек;
  • компьютерная томография (КТ);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • анализ гормонов надпочечников;
  • биохимический анализ крови.

Поскольку деятельность надпочечников зависима от функциональности гипофиза, может быть также назначено рентгенологическое исследование, с помощью которого определяются его форма и размеры.

Лечение заболеваний надпочечников в СПб